Правило 1. Помогай или не мешай
Если мама занята делом, у детей сразу образуется масса неотложных просьб и вопросо. Лет до 12 находиться рядом с мамой – естественное желание ребенка. Уговоры помочь маме вряд ли подействуют, так дайте им выбор: «Помогай или не мешай». Пусть ребенок сам решит, хочет ли он ускорить освобождение мамы от дел или желает подождать в другой комнате. Главное, чего мы добиваемся – не находиться под прицельным ожидающим взглядом.
Правило 2. Право на отдых
Знаете ли вы, дети, что Минтруда ввел ограничение. Теперь мамы могут работать только до 9 часов вечера. После этого мама «отключается» - не может читать сказки, играть, укладывать спать, заниматься с детьми. Такой подход на практике развивает в детях навыки самоорганизации. Они вдруг успевают наиграться, поболтать и позаниматься в установленное время, а потом идут спать сами. И никаких чудес.
И обязательно выделяйте время на себя в середине дня. Чтобы отдавать душевные ресурсы, нужно их восполнять.
Правило 3. Бери, что дают
Мама приготовила суп. Мама не сварит сосиски, пельмени и не нарежет фруктовый салат. Дети получают суп или не получают ничего. Ноль реакции на истерику, увещевания не помогают. Поначалу это тяжело, но в дальнейшем приносит плоды. Ребенок понимает, что мир устроен так, как устроен. Единственный ответ на несправедливость – нет смысла истерить. Нужно это принять как есть.
Правило 4. «Концерты» в другой комнате
Иногда дети обижаются, дуются, надувают губки. Хочешь обижаться? Делай это в другой комнате. Это касается и «концертов», когда дети хотят громко петь, считать от 1 до 100 и в обратном порядке несметное количество раз, шумно играть и беситься. Все можно, но в другой комнате.
Правило 5. Вопросы денег не обсуждаются
Сразу предупредим, у медали две стороны. Вы решаете, как распоряжаться деньгами и что покупать. На вопрос «Купишь это?» в ответ ребенок слышит только «да» или «нет». В случае истерики, упрашиваний, больших круглых глаз как у котенка из мультика, остается отвечать «Вопросы денег не обсуждаются». Твердите это как мантру. Поняв, что уговоры не действуют, ребенок перестанет впадать в крайности. Теперь об обратном. Если у ребенка есть карманные деньги, вы уже не вправе советовать, что ему купить. Кроме случаев, когда покупка опасна для здоровья или жизни.
Правило 6. Мама устанавливает правила
Как часто родители слепо следуют за желаниями ребенка… А ведь роль лидера ему пока не по плечу. Ребенок при необходимости приспособится к любым условиям: хоть к жизни в хижине, хоть к раю в волшебном замке. Если вам нравится укладывать ребенка спать в отдельной кроватке, а не с собой рядом, так и делайте. Если вам не хочется играть в солдатиков и лепить из пластилина, прекратите. Занимайтесь с ребенком тем, что нравится вам. Дети последуют за увлеченной личностью, будут брать пример и увлекутся вместе с вами.
Правило 7. Хвалим и поощряем
Система поощрений и наказаний должна быть гибкой. Нашкодил – поругали, навел порядок – похвалили. От малышей не требуйте многого, хвалите малютку почаще. За любую мелочь. Только хвалить и осуждать надо правильно: не ребенка в целом, а его поступки и результаты действий. Не «ты молодец», а «какую красивую лошадку ты нарисовал».
Правило 8. Инструкции четко и коротко
Детям дошкольного и младшего школьного возраста сложно выполнять инструкцию к действию, состоящую из нескольких пунктов. Для малышей формулируем задание предельно коротко, в одно действие. Деткам 6-8 лет можно давать задания из 3 действий, но обозначать нужно четко. Встань – оденься – умойся. Длинные инструкции, порядок сборов на улицу или утренних дел оформите визуально. Напишите череду действий по порядку и дополните рисунками. Так ребенок сможет свериться с графиком и не забудет почистить зубы или надеть шарф.
В результате в жизни ребенка будет больше самостоятельности, и у мамы появится больше свободного времени на дела и на себя. Это ли не ключ к спокойствию.