• Представьтесь
  • Ваш телефон
8 (391) 294-77-52

Готовность и адаптация ребенка к школе

Умение читать, считать и писать не всегда означают готовность к школе. Ребенок должен созреть и с эмоциональной, психологической точки зрения. О каждом из аспектов развития – в нашем новом материале.

Интеллект

К интеллектуальной готовности относят память, внимание, мышление, способность анализировать и рассуждать. Первокласснику нужно иметь запас базовых знаний о мире вокруг, в которых он должен смело ориентироваться.

Мотивация

Мотивационная готовность показывает, насколько ребенок хочет быть школьником, желает ли он учиться. Новая роль приписывает ребенку много обязанностей. Основы мотивации закладываются в раннем возрасте, с младших групп детского сада. Важнейшую роль в становлении личности ребенка играет семья: как относятся к учебе родители, так и ведет себя в отношении школы ребенок.

Волевая готовность

Волевая готовность подразумевает под собой способность выполнять просьбы учителя, несмотря на собственные желания. Ребенку дают различные задания, справляться с некоторыми из них не особо интересно, тем не менее, делать это нужно. Важно оценить, насколько ребенок готов выполнять задания, соблюдать нужный алгоритм действий. Для развития этих способностей необходима постоянная тренировка, отлично помогают занятия в творческом ключе: лепка, рисование, конструирование.

Общение

Коммуникативная готовность определяется способностью ребенка общаться как со сверстниками, так и с педагогами. От школьника требуют соблюдения норм поведения, кроме того, он должен быть готов оставаться долгое время без мамы. Если ребенок не посещал детский сад, нужно как можно чаще привлекать его к общественной деятельности: посещать различные кружки, секции, мероприятия, участвовать в конкурсах, заниматься музыкой и танцами. К примеру, «Центр Родительства» предлагает посетить занятия по нескольким направлениям, включая целенаправленную подготовку к школе (с 5 лет).

Физическая готовность

С точки зрения физической готовности нужно не только уметь сидеть ровно за партой, но и правильно удерживать ручку, пользоваться столовыми приборами, иметь навыки самообслуживания (застегнуть рубашку, зашнуровать обувь). Важна и общая выносливость, способность организма противостоять болезням. В этом вам помогут регулярное посещение спортивных и танцевальных секций, кружков, направленных на развитие моторики рук (бисероплетение, конструирование, лепка, вязание), закаливание.

Речь

У ребенка должна быть развитая устная речь: способность составлять предложения, употреблять предлоги, пересказывать прочитанное, правильно произносить слова. Фонетические дефекты речи часто вызывают нарушения письма и трудности в чтении (дисграфия, дислексия). С ребенком надо как можно больше общаться, разговаривать, читать ему художественные произведения, соответствующие его возрасту, выполнять задание вроде «составь рассказ по картинке», «перескажи сказку своими словами» и т.п.

Адаптация первоклассника

Как видно, готовность к школе определяют множество факторов. Конечно, в первый класс принимают детей с различным уровнем подготовки, однако, неготовность к учебе сказывается позже на успеваемости, желании посещать школу, знакомиться с одноклассниками. Помогите своему ребенку освоиться заранее, начните подготовку хотя бы за год до поступления в первый класс, ведь сегодня для этого есть масса возможностей. Не забывайте внести и самый главный вклад – ваш личный.

Первый месяц в школе – период адаптации, в течение которого психологи советуют:

Также желательно повременить с дополнительной нагрузкой: пусть новые секции и кружки подождут. Максимальная загруженность дополнительными занятиями не должна превышать 6 часов в неделю. От родителей требуется особая любовь и терпение на протяжении всего периода адаптации – длиться он может до полугода. Потерпите и не торопите ребенка, поймите, что для него это очень сложное время в жизни.