• Представьтесь
  • Ваш телефон
8 (391) 294-77-52

О вреде раннего развития детей

#колонкаэксперта

На мой взгляд, речь стоит вести не о вреде раннего развития, как таковом, а о количестве занятий и разборчивости родителей при выборе методик и подходов. Получается, что речь пойдет о родительской компетентности.



«Сейчас в свободном пространстве Интернета появляется достаточно много статей-мнений о вреде раннего развития детей. Обвиняют раннее развитие в том, что калечит детей – вместо развития идет отставание, временные рамки творческих занятий вместо креаторов растят солдат, квалификация специалистов очень низкая, а групповые занятия вредят малышу, так как это излишняя социализация, вовсе не нужная ребенку.

На мой взгляд, речь стоит вести не о вреде раннего развития, как таковом, а о количестве занятий и разборчивости родителей при выборе методик и подходов. Получается, что речь пойдет о родительской компетентности.

Итак, в чем смысл раннего развития? Это, прежде всего, сопровождение естественного развития ребенка, которое именно после рождения идет очень интенсивно, особенно в первый год жизни. Не форсирование процессов, не перегруз, а создание благоприятных условий, стимулирующей среды.

Пример: В нашем Центре есть развивающие занятия для малышей с 6 месяцев. Самый распространенный вопрос родителей: «А что вы там с ними делаете?», подразумевая, что слишком они мелкие, чтобы «учиться». К сожалению, у нас, взрослых, есть стереотип «учения» - просиживание за партой от звонка до звонка, правильные и чинные ответы на поставленные вопросы, дисциплина опять же. В нашем же случае все иначе - у малыша до года развитие идет через сенсорику - грубо говоря, чем больше разнофактурных материалов (крупы, ткани, мамина кожа, папина небритая щека и тп..) он потрогал пальчиками, тем больше извилин у него появилось. Поэтому на занятии предоставляется ребенку развивающая среда – условно, «песочница», где можно хватать разное, рвать, мять, отрывать, возиться в крупе, рассыпать ее, подкидывать, даже есть. Дети спонтанны, могут выбирать, что им делать, нет заорганизованности, но в рамках безопасной и ведущей за собой развитие среды.

Важно, что все занятия проводятся совместно с мамами и папами – на таких занятиях родители начинают разбираться в особенностях развития малыша для того, чтобы они могли сами заниматься с детками и дома. Ведь это совсем не сложно – насыпать гречку в тазик, чтобы малыш повозился в ней руками, или горох - в коробку из-под крема, чтобы получился музыкальный инструмент. Детское развитие – процесс непрерывный, хорошо бы поддерживать его постоянно, а не 2 раза в неделю по 1 часу! По большому счету, эти занятия скорее для родителей. Ведь нет секрета в том, что сейчас мы живем в период кризиса семьи - утеряны связи между поколениями, нет возможности передавать культурные модели воспитания внутри большой семьи, от поколения к поколению. Поэтому нужны такие «места», где учат родителей.

В чем же причина излишней увлеченности современных родителей «развивайками», да еще и с очень сложными программами? Мое мнение, что корень этой ситуации - родительские страхи, что ребенок будет неуспешным в современном мире. Родители, дорогие, не бойтесь ничего! Старая мудрость гласит – «Страх съедает половину нашей жизни!» Больше доверяйте себе и любите собственное дитя. И тогда вы четко почувствуете, хорошо ли вашему малышу конкретно в этом центре или нет, легко отличите его любопытство от усталости, чрезмерная ли это для него нагрузка или нет. Если в чем-то сомневаетесь - общайтесь с профессионалами, задавайте вопросы. Тогда вы будете выбирать полезные занятия для вашего малыша с компетентными преподавателями в уютном учреждении. И помните, развивающие занятия – это интересно и весело, что собственно и присуще детству!»