Сюжет и персонажи
Дети рисуют то, что любят: персонажей любимых сказок, мультфильмов, друзей из садика и школы, членов семьи. Дети обычно рисуют героев своего пола: мальчики – солдатиков, мореплавателей, пиратов, девочки – принцесс, фей, мамочек с детьми. Если ребенок изображает только персонажей противоположного пола, это говорит о проблеме с самовосприятием. Насторожить должен негативный характер рисунков: монстры, кровопролитные битвы, зачеркивание людей.
Цвет
Хорошо, если ребенок выбирает яркие оттенки радуги. Выбор тусклых и «грязных» тонов говорит о плохом настроении или об общем снижении эмоционального состояния. Преобладание одного цвета над остальными имеет свое значение.
Красный выбирают открытые, активные ребята-непоседы. Желтый предпочитают мечтательные и творческие особы. Оранжевый любят громкие шалуны. Розовый говорит о зависимости ребенка от окружающих и необходимости в поддержке. Обилие зеленого цвета сигнализирует о нехватке материнской ласки, склонности к консерватизму. Голубой и синий выбирают спокойные уравновешенные малыши. Сине-зеленый оттенок указывает на перевозбужденное состояние ребенка. Фиолетовый предпочитают ранимые натуры, нуждающиеся в поддержке. Коричневый говорит о дискомфорте ребенка, о недавно пережитом негативном событии. Серый и черный используют дети в состоянии апатии, стресса, а белый цвет сигнализирует об одиночестве и душевном беспокойстве. Эти характеристики правдивы при чрезмерном использовании цвета.
Контуры и линии
Чем выше сила нажатия, тем линия четче. Ровные четкие линии говорят об уверенности ребенка в себе. Слабое нажатие на грифель означает эмоциональную нестабильность, утомляемость малыша. Если же сила нажатия слишком велика, вплоть до поломки грифеля карандаша, ребенок агрессивен и импульсивен. Контуры прорисованы с разной степенью нажатия? У юного художника часто меняется настроение.
Плавные волнообразные линии свидетельствуют о мягкости характера, а резкие углы и прямые четкие линии говорят о волевом характере. Если ребенок рисует размашисто, не доводя линии до конца, значит он импульсивен, ему свойственна торопливость. Постоянное стирание деталей и исправление рисунка присуще детям в состоянии повышенной тревожности или неуверенным в себе.
Расположение рисунка
В идеале рисунок находится в центральной части листа и занимает большую его часть. Концентрация рисунка в одной части свойственна неуверенным в себе личностям. Об этом же говорит и высоко поднятая над нижней границей листа линия пола или земли.
Детали
Когда ребенок изображает людей на рисунке, значение имеет наличие частей тела и лица, степень детальной прорисовки.
- Большая голова означает высокий уровень интеллекта, ум для ребенка играет главное значение. Четкие черты лица говорят об открытости малыша к общению.
- Уши рисуют дети, способные прислушиваться к мнению других. Их отсутствие не обязательно указывает на неумение и нежелание слушать – возможно, у ребенка еще не сформировался образ человека.
- Прорисованный рот с зубами, клыками свидетельствует об агрессивности среды или внутренних вспышках агрессии.
- Крупные глаза со зрачками указывают на страхи ребенка.
- Размер рук соответствует уровню физического развития. Спрятанные за спину руки рисуют неуверенные детки. Руки, поднятые кверху, означают превосходство над окружающими и агрессию, а широкий размах указывает на готовность к действию.
- Длинные ноги свидетельствуют о независимом характере, широкая постановка – о самоуверенности.
- Наличие шипов, сжатых кулаков, когтей, клыков,половых органов сигнализирует об агрессии.
Если рисуется конкретный человек, член семьи или друг, обратите внимание на детали. Чем выше фигура человека и чем лучше он украшен, тем авторитетнее он для ребенка. Если малыш, рисуя семью, не изобразил кого-то или нарисовал схематично, это говорит о проблемах в общении с этим человеком. О конфликте и разладе сигнализирует размещение преграды между членами семьи – дерево или вертикальная черта. Если на рисунке изображен кто-то лишний – возможно, ребенок желает изменить сложившуюся ситуацию.
Безусловно, приведенное в данной статье – лишь «жирные» штрихи, условный маркер для общего понимания. По сути, в вопросах анализа детских рисунков не может быть белого или черного – все намного тоньше, чем продиктовано в авторитетных мануалах и очень индивидуально к тому же.
Узнать о внутреннем состоянии ребенка несложно, стоит только внимательно посмотреть на то, что он рисует. Если вас беспокоят детали или сюжеты рисунков ребенка, лучше обратиться к профессионалу. Пообщаться на эту или любую личную тему, касающуюся воспитания, восстановления после родов, отношений с ребенком – вы можете с психологом «Центра Родительства». Запишитесь на консультацию в удобное время по телефону 294-77-52 и задайте волнующие вас вопросы.