Взаимодействие с предметами
Одна из важнейших сфер деятельности в раннем детстве – конечно, игра. Организовать интересное времяпровождение помогают соответствующие возрасту игрушки. Так, поначалу младенец действует с ними весьма однообразно: посасывает погремушку, грызет ее, но вот уже через пару месяцев он учится ее бросать. Вскоре малыш узнает, что для каждого предмета есть перечень «правильных», привычных для взрослых действий. Например, мячик можно катать, кидать, пинать, ловить, а куклу качать, кормить с ложечки, укладывать спать. И в каждом случае о возможностях взаимодействия с предметом ребенок узнает прежде всего от взрослого, чаще всего от мамы.
Мама помогает познать, как следует обращаться с предметами, насколько разнообразными могут быть функции одной и той же игрушки.
Взаимодействие с окружающими людьми
Мам первая, кого начинает воспринимать малыш. Затем в жизни младенца появляются другие взрослые – многочисленные родственники, друзья и их более взрослые дети. В конце первого или начале второго года жизни ребенок сталкивается с новым для него типом людей – со сверстниками.
Первая встреча – это обычно знакомство с другими малышами, разглядывание их в мимо проезжающих колясках, робкие попытки начать общение. При встрече на прогулке в игровой ситуации (в песочнице, например), происходит прямое взаимодействие между детьми. Иногда попытка познакомиться поближе заканчивается ссорой, но в возрасте двух лет ребята обычно уже могут найти компромисс в общении. В этом обязательно должна помочь мама. Подойдите к новому знакомому сами, проявите интерес к его деятельности, и малыш последует вашему примеру. В конфликтных ситуациях, возникающих чаще всего из-за чувства собственничества (не поделили игрушку или место для игр), старайтесь переключить внимание ребенка на другую тему.
Отношение к себе и осознание собственного «Я»
В самом раннем детстве малыш воспринимает себя через отношение к нему взрослого. Так, ребенку очень важно чувствовать себя любимым и значимым. Через некоторое время он научится соотносить себя с изображением на фотографии и с отражением в зеркале. По мере развития навыков взаимодействия с предметами и окружающими людьми, все более важной для ребенка становится похвала, положительная оценка его действий и умений. К концу третьего года ребенок настолько четко осознает собственное «Я», что старается противопоставить его всем остальным. Такое поведение называют кризисом трех лет – это важный этап процесса становления личности. От того, как он пройдет, во многом зависит дальнейшая судьба и жизнь маленького человечка.
Даже если раньше малыш с удовольствием выполнял ваши просьбы, теперь он может начать противиться любой из них. Следует принять во внимание его желания, дать ему чуть больше свободы. Всегда давайте ребенку возможность выбора: надеть желтую или синюю маечку, съесть клубничный или персиковый йогурт, пойти гулять в парк или в соседний дворик. Осознание ребенком значимости (к его мнению прислушиваются) помогает обрести ему уверенность в себе.
Следует уважать также чувство собственности малыша: его игрушка, собственная чашка, любимый стульчик должны быть его и только его, их нельзя брать без разрешения. Малыш соотносит их с собой, он знает, что может ими владеть, а использование их без спроса воспримет как попытку лишить его чего-то важного.
Не забывайте хвалить ребенка за проделанные успехи: он будет очень рад услышать, какой он молодец. Только не переусердствуйте, не стоит положительно оценивать негативные действия ребенка или излишне захваливать его без причины. Любая оценка должна быть объективной.