Условие первое: учитель
Выбрать учителя в прямом смысле этого слова вряд ли получится: обычно детей распределяют по классам в зависимости от степени подготовки. В некоторых случаях могут делать исключение, предоставляя право выбора учителя ребенку и родителям.
В любом случае, не упустите возможность при первой встрече задать правильные вопросы. Это поможет определить квалификацию педагога и его позицию.
- Учебная программа и отношение к ней со стороны учителя. В рамках одной школы могут использовать несколько программ в разных классах: от развивающего обучения по Занкову до продвинутой «Школы 2100». Классическая программа – «Школа России», по ней легко учиться, и у ребенка скорее всего не возникнет проблем с самостоятельным выполнением домашней работы. Опытный педагог расскажет о различиях учебных программ, поможет выделить их плюсы и минусы в вашем конкретном случае.
- Домашние задания. Вас должно насторожить требование выполнять домашнюю работу во что бы то ни стало. Цель первого класса – адаптация к школе, плавный переход от детсадовского режима к школьному укладу. Как минимум в первой четверти можно отказаться от сверхнагрузок в виде домашнего задания.
- Перемена. Спросите, что дети делают в перерыве между уроками? Правильным ответом будет: «Бегают, прыгают, резвятся», а не «спокойно сидят в классе, стоят у стенки в коридоре, готовятся к следующему уроку». Первоклассникам сложно усидеть на месте, ведь еще пару месяцев назад их никто не принуждал к дисциплине и не заставлял по полчаса сидеть на одном месте.
- Реакция на плохое поведение. Что сделает учитель, если кто-то нарушает дисциплину в классе? Адекватный педагог ответит, мол, ничего не поделаешь, идеальных детей не бывает, все иногда проказничают. И будет искать индивидуальный подход, подойдет к ситуации с юмором, обратится к родителям за информацией о диагнозах ребенка. Плохой признак, если учитель пытается переложить ответственность за плохое поведение ребенка на родителей. На деле может быть масса причин деструктивного поведения от банального недосыпа и высокой нагрузки до проблем в общении с одноклассниками и самим учителем.
Но стоит понимать, что не все зависит от учителя. Ребенку самому важно прилагать усилия, при необходимости принимая помощь родителей в разумных пределах.
Над учителем всегда есть вышестоящие инстанции, например, в лице завуча и директора. При этом в каждой школе свои требования к системе оценок, выбору учебных программ. И это тоже надо учитывать. Редко в какой школе теперь учат читать, писать и считать «с нуля», все чаще к будущим первоклассникам предъявляют требования владеть этими навыками в некоторой степени. Поэтому не стоит возлагать всю ответственность за обучение на учителя, начинать готовить первоклассника нужно еще в дошкольном возрасте.
Условие второе: нагрузка в школе и вне ее
Сколько ребенок проводит времени в школе? Во сколько приходится вставать, чтобы успеть к первому уроку? Как ребенок добирается до школы и обратно домой? Казалось бы, это обычные организационные вопросы, однако, они обретают большую важность в период адаптации к школе.
В первое время желательно, чтобы в школе ребенок проводил минимально необходимое количество времени. По возможности, откажитесь от продленок: школа – это и так стресс, так пусть хоть на первых порах его количество будет сведено к минимуму. Начинать посещать кружки и секции с началом первого учебного года тоже нежелательно – это дополнительная нагрузка на организм ребенка.
Слышали ли вы про «синдром 7 сентября»? Объясняется он резкой сменой нагрузки: после расслабленного лета и свободы резко наступает режим ограничений и обязанностей. Через неделю после начала учебы ребенок ощущает, будто бы он и не отдыхал до этого вовсе, а через пару недель может даже заболеть на фоне переутомления. Чтобы этого не допустить, необходимо соблюдать режим дня, вовремя отдыхать, ложиться спать и вставать, а адаптацию к школе начинать заранее.
Условие третье: постепенное погружение
Чем младше ребенок, тем более плавный необходим процесс адаптации. У первоклассника период адаптации может начинаться и за год, и за полгода до первого сентября. Можно посещать занятия для дошколят при школе. Там учат скорее форме, чем содержанию: дети приучаются сидеть за партой, приходить и уходить по звонку, а на уроках рисуют, лепят, раскрашивают и выполняют простые указания учителя. Все это призвано помочь ребенку привыкнуть к школьному укладу жизни, но не готовит дошколенка к нагрузкам первого класса.
Для полноценной подготовки к школе детей нужно целенаправленно учить читать, писать и считать. Делать это можно и самостоятельно родителям при достаточном количестве свободного времени и терпения. Во многих случаях родители прибегают к помощи специальных курсов подготовки к школе. В «Центре Родительства», например, такие курсы различаются по срокам и степени сложности: есть курсы подготовки на два года, год, летние курсы и экспресс-подготовка. В Центре также проводится диагностика готовности ребенка к школе, по результатам которой легче определиться с приоритетными направлениями обучения.
Но даже если ребенок полностью готов к школе по уровню знаний и умений, не всегда это так с точки зрения психологической зрелости. Навыки общения и самостоятельность развиваются постепенно, а у современных детей, по наблюдениям педагогов, они развиты хуже, чем у их ровесников 20 лет назад. Поэтому к самостоятельности детей надо приучать.
- Сначала делать домашнее задание вместе, затем контролировать качество его выполнения, потом держать на контроле лишь сам факт выполнения. А когда процесс полностью наладится, передать его на самоконтроль ребенку.
- Сначала водить в школу и встречать с уроков, затем постепенно приучить ребенка добираться самостоятельно.
- Сначала собирать рюкзак вместе, а потом передать эту обязанность самому школьнику.
Самостоятельность нужно взращивать точно так же, как и другие навыки. Зато уже через полгода-год вы сможете гордиться своим таким маленьким, но уже таким взрослым ребенком.