• Представьтесь
  • Ваш телефон
8 (391) 294-77-52

Осознанное родительство – что это?

#колонкаэксперта

В продолжение темы о ресурсе движения в детском развитии.

Марина Ракитных, инструктор «Семейной Мягкой Школы», новый преподаватель «Центра Родительства»:

Мы с искренним интересом наблюдаем, как ребенок учится поднимать голову, переворачиваться, ползать, дотягиваться до того, что ему нужно, ходить, бегать, падать, топать ногой, кататься на велосипеде – все эти, казалось бы, простейшие моторные навыки напрямую связаны с тем как ребенок обучается самостоятельности, проявлению воли, достижению целей, пониманию своих желаний, взаимодействию с другими людьми…

Невозможно развивать какую-то одну часть, не затрагивая все остальные. И самое главное, невозможно психическое развитие (внимания, памяти, воображения, интеллекта, чувств, воли) без учета развития моторного. К таким выводам пришли датчане после 20 лет исследований психомоторного развития ребенка от внутриутробного периода до подросткового возраста.

Именно на основе этих знаний появилась датская система развития личности «Бодинамика», целостно связывающая моторное развитие человека с психическим. Этот очень современный метод был создан в 70-х годах двадцатого века Лизбет Марчер и Эриком Ярлнесом.

Какое новое знание дает нам Бодинамика?

  1. Мышцы нашего тела могут быть условно в трех состояниях:
    • здоровом (когда мышцы спокойно в любой момент готовы к активности),
    • гиперсотоянии (перенапряженные, слишком яростно включающиеся в активность),
    • гипосостоянии (перерасслабленные, не готовые к активности).
    • Если наши мышцы перенапряжены, то мы живем в состоянии борьбы. Если перерасслаблены, то мы как будто сдаемся перед жизнью. В здоровом состоянии наши мышцы и мы сами готовы к разным проявлениям реальности, действуем, используя только ту силу, которая нужна. Эти состояния мышц закрепляются у ребенка в каждом возрастном периоде согласно тому, как родители проявляют свою любовь, реагируют на поведение и эмоции ребенка, какую среду для развития создают, даже какие слова говорят. Например, когда малыш падает, а мама пугается и издает специфический громкий вскрик, у ребенка в теле может остаться память (в виде мышечных зажимов) о том, что падать – страшно. Это уже может привести к страху движения вообще, исследования, контакта с миром.
  2. Ребенок рождается с полным набором мышц, но включаются они не все сразу, а постепенно, в каждом возрастном периоде для решения психологических задач. Включаются мышцы через освоение моторных навыков. Например, чтобы обрести автономию от мамы (отделиться в буквальном смысле), младенец учится ползать, и это включает разные мышцы по всему телу. Соответственно, если ребенок в положенное время не ползал или ползал неправильно, то мышцы не включаются, психологические задачи отделения от мамы решаются искаженно. И это несет свой отпечаток во взрослой жизни человека.
  3. Любовь родителей на каждом этапе развития ребенка должна соответствовать решаемым задачам, проще говоря, быть разной. Оказывается, мало просто любить ребенка. В каждом возрастном периоде ребенку нужна вполне определенная любовь, помогающая решать психологические задачи.Например, примерно в 2 года ребенок начинает тестировать все возможные границы своего мира (можно ли бить близких, кричать очень громко, идти на улицу голым, рычать, драться и т.п.). И в этот период недостаточно будет просто любить и принимать ребенка безусловно, так ведь? Здесь от родителей уже потребуется баланс между любовью, которая дает возможность пробовать и любовью, которая четко ставит границы.
  4. Есть, оказывается, нужные слова для каждого возрастного периода, такие мудрые родительские послания, которые помогают ребенку решать его психологические задачи. Молодчинки датчане выяснили и это: какие слова говорить ребенку в зависимости от жизненного этапа.

Осознанное родительство – это знание о возрастных периодах развития ребенка (всего их 7), о тех психологических задачах, которые ребенок решает в эти периоды и о моторных навыках, которые ребенок осваивает для решения своих задач.

Осознанное родительство – это представление о том, какая среда помогает ребенку развиваться в соответствии со своей природой, какие слова-послания поддерживают ребенка на его пути.

Осознанное родительство – это анализ собственной семейной истории и своих мотивов в отношениях с ребенком. А так же самокоррекция как результат осознавания и моторных упражнений.

Еще осознанное родительство – это способность оставаться в контакте с ребенком в любых трудных, эмоциональных, напряженных ситуациях. Без необходимости кричать, уходить, запрещать. Этому можно научиться. В том числе в рамках этого курса.