Мы собрали для вас одни из лучших психологических игр из нашей практики с важными и при этом разными целями в основе.
- Игры «Лестница» и «Зеркало» направлены на изучение и коррекцию самооценки.
- Игра «Цветы» поможет определить степень социализации.
- Игры на рисование призваны оценить эмоциональный настрой ребенка.
Игра «Лестница»
До игры желательно обсудить с ребенком понятия «хорошо» и «плохо», надо ли слушаться родителей или нет, чтобы удостовериться, что малыш понял, что от него требуется в задании.
Перед ребенком положите рисунок с лесенкой. Объясните, что на первой ступеньке находятся самые непослушные дети (в вашем городе, садике или дворе). На второй ступени – дети, которые чуть больше прислушиваются к родителям. И так по нарастающей: обратите внимание ребенка не только на вопросы послушания, но и взаимодействия с другими детьми, отношение к трудностям и конфликтным моментам. На пятой ступени – лучшие мальчики и девочки, они ведут себя хорошо, не опускают руки в моменты трудностей, вежливы с другими и все у них получается. После объяснения спросите, а где же ваш ребенок, на какой ступеньке.
- Ступени 1-2: самооценка снижена. Такие дети мнительны и ранимы. Они часто обижаются и покидают общую игру. Возможно, ребенок часто получает негативную оценку от ближайшего окружения.
- Ступени 3-4: самооценка адекватна. Ребенок активен, находчив, общителен, любит играть в группе. Он не обижается, если проиграет, и не дразнит остальных, когда выигрывает в состязании.
- Ступень 5: самооценка завышена. Ребенок старается превосходить остальных во всем. Он часто говорит: «Я самый красивый (умный, сильный)». Часто можно заметить агрессию по отношению к детям, претендующим на лидерство в группе.
Как сформировать адекватную самооценку у ребенка?
- Не старайтесь делать все за него, позвольте быть самостоятельным. Поручайте ему доступные по возрасту задачи, пусть ребенок чувствует удовлетворение от сделанного.
- Не перехваливайте, но и не забывайте поощрять за успехи.
- Адекватно относитесь к собственным неудачам и успехам. Ребенок во многом берет пример с вас.
- Не сравнивайте его с другими детьми. Можно сравнивать только достижения ребенка по состоянию на «вчера» и «сегодня».
- Формируйте позитивное восприятие себя у ребенка словами: «Я люблю тебя», «Ты мне нужен», «Я в тебя верю».
Уровень самооценки не устанавливается раз и навсегда, его можно и нужно менять.
Игра «Зеркало»
Играют вдвоем или в группе по парам. В каждой паре один играет роль зеркала и копирует все действия другого игрока. Один корчит рожицу – другой корчит рожицу, один прыгает на ноге – другой повторяет. Можно предложить спеть или станцевать. Или разыграть в монологе какую-то бытовую сценку.
На первый взгляд игра очень простая, но несет очень важную функцию. Она раскрепощает, полезна для пассивных и не уверенных в себе детей. Детям-задирам и детям с завышенной самооценкой «Зеркало» помогает увидеть себя со стороны. Эта игра также развивает важный социальный навык эмпатии – способности сопереживать другу. Это сильное средство для развития коммуникативных навыков, способствует раскрепощению ребенка и эмоциональному сближению играющих (что можно использовать для стимуляции процесса примирения между поссорившимися друзьями, например).
Игра «Цветы»
Разложите перед ребенком несколько цветочков (можно вырезать самые простые из бумаги и разукрасить вместе или же сразу сделать заготовки из цветной бумаги). Среди них ребенок выбирает один для себя, а остальные мысленно раздаст своим друзьям в садике (например, синий Ване, красный Даше). Затем предложите ему расположить цветы друзей на любой удобной поверхности и свой цветок среди них. Ребенок может разделить цветы по букетам (группам общения), определив себя в один из них или поставив отдельно от всех.
Спросите, почему ребенок распределил цветы именно таким образом: отнес себя в ту или иную группу или остался один, вне группы. Это поможет в поверхностной оценке уровня адаптации ребенка к новому коллективу (в детском саду, во дворе, любой новой для него компании). И позволит выявить трудности, если они есть, уже на ранних стадиях.
Игры на рисование
Дайте ребенку задание нарисовать что-нибудь. Обратите внимание, какие цвета он при этом использует. Показатель хорошего эмоционального состояния – выбор основных цветов (желтый, красный, синий, зеленый). Если ребенок часто выбирает темные оттенки (черный, коричневый, серый), это может сигнализировать о депрессивном состоянии, скрытых или явных страхах. Также о страхах говорят такие детали рисунка как клыки, когти, зубы, мощные гребни, как у динозавров.
Часто дети спонтанно рисуют семью. Обратите внимание на положение самого ребенка на рисунке. Близость к одному из членов семьи означает высокую привязанность, а отдаление – неприязнь или состояние конфликта внутри семьи. Самая большая фигура у главного, по мнению ребенка, члена семьи.
Внимательно посмотрите на прорисовку отдельных элементов или их выделение:
- Глаза широко открытые говорят об открытости внешнему миру, стремлению к новым знаниям. Глаза обведенные, детально прорисованные с ресничками либо ненатурально большие – выражение печали, тревоги и чувства контроля со стороны окружающих. На рисунке выше у всех членов семьи глаза в норме.
- Уши несуразно большие или обведенные несколько раз символизируют способность слушать, принимать информацию, включая критику в свой адрес. На нашем рисунке у детей ушки совсем не нарисованы, а вот папа всех слышит и слушает.
- Рот непропорционально увеличенный, детально нарисованный с губами, зубами – способность говорить и возможно, нападать и защищаться, давать отпор. На рисунке такого не видно.
- Ноги – это твердая опора, уверенность в завтрашнем дне и свобода передвижения. Если ноги слишком короткие, есть проблемы с уверенностью в будущем. На данном рисунке этого нет.
- Руки, сомкнутые между членами семьи, означают межличностную близость и доверие. Дети на рисунке довольно близки, зато мама прижимает руки к туловищу: это может говорить о некой эмоциональной отстраненности от семьи.
- Голова символизирует разум и контроль. На рисунке самая большая голова у мамы. Похоже, она старается всех держать под контролем.
- Шея – связь между головой (разумом) и телом (желаниями, эмоциями), означает контроль логики над эмоциями. Все члены семьи на рисунке умеют сдерживать эмоции.
- Когти, зубы, шипы символизируют либо защитную реакцию психики на окружающее, либо копирование реакции и поведения взрослых.
Если ребенок по несколько раз перерисовывает рисунок, стирает отдельные элементы и снова их рисует, это может указывать на тревожность и неуверенность в себе. На это указывает также стремление занять рисунком лишь небольшую часть листа. При возникновении сомнений в интерпретации полученных результатов лучше показать рисунок психологу и проконсультироваться с ним.
Важно понимать, что в разные дни вы можете получить различный результат. Возможно, на результат влияет сиюминутное настроение, поэтому попробуйте повторить выполнение задания через пару дней. К тому же указанные игры (кроме рисования) являются тренинговыми, и при регулярном проигрывании вы сможете наблюдать качественные психологические изменения в поведении и восприятии ребенка.