• Представьтесь
  • Ваш телефон
8 (391) 294-77-52

Психологические игры с детьми

Играть весело и полезно. В игре познается характер, формируются навыки общения, ребенок учится контролировать себя. И тем удобны психологические игры с детьми: в легкой, привычной для него форме ребенок сам расскажет вам, что у него глубоко внутри. Конечно, результаты могут только поверхностно отобразить внутреннее состояние ребенка, а при любом сомнении вы можете обратиться в «Центр родительства» для консультации или записи на диагностику у психолога.

Мы собрали для вас одни из лучших психологических игр из нашей практики с важными и при этом разными целями в основе.

Игра «Лестница»

До игры желательно обсудить с ребенком понятия «хорошо» и «плохо», надо ли слушаться родителей или нет, чтобы удостовериться, что малыш понял, что от него требуется в задании.

Перед ребенком положите рисунок с лесенкой. Объясните, что на первой ступеньке находятся самые непослушные дети (в вашем городе, садике или дворе). На второй ступени – дети, которые чуть больше прислушиваются к родителям. И так по нарастающей: обратите внимание ребенка не только на вопросы послушания, но и взаимодействия с другими детьми, отношение к трудностям и конфликтным моментам. На пятой ступени – лучшие мальчики и девочки, они ведут себя хорошо, не опускают руки в моменты трудностей, вежливы с другими и все у них получается. После объяснения спросите, а где же ваш ребенок, на какой ступеньке.

Как сформировать адекватную самооценку у ребенка?

Уровень самооценки не устанавливается раз и навсегда, его можно и нужно менять.

Игра «Зеркало»

Играют вдвоем или в группе по парам. В каждой паре один играет роль зеркала и копирует все действия другого игрока. Один корчит рожицу – другой корчит рожицу, один прыгает на ноге – другой повторяет. Можно предложить спеть или станцевать. Или разыграть в монологе какую-то бытовую сценку.

На первый взгляд игра очень простая, но несет очень важную функцию. Она раскрепощает, полезна для пассивных и не уверенных в себе детей. Детям-задирам и детям с завышенной самооценкой «Зеркало» помогает увидеть себя со стороны. Эта игра также развивает важный социальный навык эмпатии – способности сопереживать другу. Это сильное средство для развития коммуникативных навыков, способствует раскрепощению ребенка и эмоциональному сближению играющих (что можно использовать для стимуляции процесса примирения между поссорившимися друзьями, например).

Игра «Цветы»

Разложите перед ребенком несколько цветочков (можно вырезать самые простые из бумаги и разукрасить вместе или же сразу сделать заготовки из цветной бумаги). Среди них ребенок выбирает один для себя, а остальные мысленно раздаст своим друзьям в садике (например, синий Ване, красный Даше). Затем предложите ему расположить цветы друзей на любой удобной поверхности и свой цветок среди них. Ребенок может разделить цветы по букетам (группам общения), определив себя в один из них или поставив отдельно от всех.

Спросите, почему ребенок распределил цветы именно таким образом: отнес себя в ту или иную группу или остался один, вне группы. Это поможет в поверхностной оценке уровня адаптации ребенка к новому коллективу (в детском саду, во дворе, любой новой для него компании). И позволит выявить трудности, если они есть, уже на ранних стадиях.

Игры на рисование

Дайте ребенку задание нарисовать что-нибудь. Обратите внимание, какие цвета он при этом использует. Показатель хорошего эмоционального состояния – выбор основных цветов (желтый, красный, синий, зеленый). Если ребенок часто выбирает темные оттенки (черный, коричневый, серый), это может сигнализировать о депрессивном состоянии, скрытых или явных страхах. Также о страхах говорят такие детали рисунка как клыки, когти, зубы, мощные гребни, как у динозавров.

Часто дети спонтанно рисуют семью. Обратите внимание на положение самого ребенка на рисунке. Близость к одному из членов семьи означает высокую привязанность, а отдаление – неприязнь или состояние конфликта внутри семьи. Самая большая фигура у главного, по мнению ребенка, члена семьи.

Внимательно посмотрите на прорисовку отдельных элементов или их выделение:

Если ребенок по несколько раз перерисовывает рисунок, стирает отдельные элементы и снова их рисует, это может указывать на тревожность и неуверенность в себе. На это указывает также стремление занять рисунком лишь небольшую часть листа. При возникновении сомнений в интерпретации полученных результатов лучше показать рисунок психологу и проконсультироваться с ним.

Важно понимать, что в разные дни вы можете получить различный результат. Возможно, на результат влияет сиюминутное настроение, поэтому попробуйте повторить выполнение задания через пару дней. К тому же указанные игры (кроме рисования) являются тренинговыми, и при регулярном проигрывании вы сможете наблюдать качественные психологические изменения в поведении и восприятии ребенка.