• Представьтесь
  • Ваш телефон
8 (391) 294-77-52

Развитие речи ребенка

В жизни, мы взрослые, пользуемся речью не задумываясь. Спорим, болтаем, мечтаем, согласовываем действия и делимся опытом, знаниями. «То, как мы строим предложения, какой у нас словарный запас, как легко нам удается найти общий язык с другими людьми», - говорит о нашем развитии. Поэтому речь напрямую связана с нашим интеллектом. С взрослыми все понятно. Но вот малышу, который только пришел в этот мир, это не так просто. Давайте разберемся, как это происходит.

Как развивается речь?

Ребенок заявляет о себе в этом мире - криком, плачем. С этого момента он учится говорить, развивает свой речевой аппарат. В первый год жизни все новые навыки он осваивает с особой скоростью и в своем темпе. В этот период окружение, тот человек, кто рядом формирует его умственное развитие. Диалог с ребенком, форма деятельности, предметы вокруг, - все это очень важно. Есть несколько ступеней развития. Об этом поговорим позже. На каждом этапе есть конкретные техники и приемы развития речи. Всё зависит от вас мамочки, ведь период младенчества самый важный. Будьте спокойны! А мы вам обязательно поможем!


Стадии речевого развития

1. Стадия крика.

Длится от рождения до 6–8 недель. И крик, и звуки, издаваемые малышом, относятся к рефлекторным звукам. Научно доказано, что криком малыш разговаривает с нами. Так он показывает, что ему необходимо. Болит ли животик, нужно ли поменять подгузник, пора ли его покормить. К каждому желанию соответствует свой крик-плач, просто плач или крик. Чаще всего это гласные звуки с носовым оттенком. Короткий вдох и удлинённый выдох сопровождают громкий крик. В этот период важно быть рядом, чтобы создать правильные связи крика и помощи мамы, удовлетворить потребности малыша.

Чтобы вы могли пройти этот период с лёгкость и помощь малышу в становлении речи, предлагаем ряд самых простых методов:

Правильному развитию речи помогает логопедический массаж лицевых мышц. Лёгкий массаж щёк, лба, губ способствует регуляции кровообращения, улучшает эластичность мышц и служит эффективным способом профилактики речевых нарушений. Лёгкие круговые движения следует выполнять подушечками пальцев обеих рук так, чтобы на коже не образовывались складочки. Массаж нужно делать медленно и плавно в течение 2—5 минут 2 раза в день. Продолжительность курса — 10—15 сеансов.

ВАЖНО! Перед тем как приступить к массажу, необходимо остричь длинные ногти, тщательно вымыть и согреть руки, смазать кончики пальцев питательным или детским кремом.

Техника:

1. Выполнять лёгкие круговые движения от середины лба к области висков.

2. Выполнять лёгкие круговые движения от середины лба к мочкам ушей.

3. Выполнять лёгкие круговые поглаживания под глазами от носа до области висков.

4. Выполнять лёгкие круговые движения от середины лба к шее.

5. Выполнять лёгкие круговые движения от крыльев носа к уголкам губ.

6. Выполнять лёгкие круговые движения от крыльев носа к мочкам ушей.

7. Выполнять лёгкие круговые движения по контуру сначала верхней, а потом нижней губы — от уголков к середине.

8. Выполнять лёгкие постукивания по губам кончиками пальцев.

9. Выполнять лёгкие круговые движения от середины верхней губы до подбородка.

Простые легкие стишки, которые комментируют наши действия с ребенком. Кроме того, помогают развивать мелкую моторику, отвлекают от капризов и болей, развивают музыкальный слух и чувство ритма, являются образцом правильной речи, а еще - увеличивают словарный запас ребенка ненавязчиво и легко.

Вот некоторые из них:

Прилетели птички,

Принесли водички.

Надо просыпаться,

Надо умываться,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки горели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!
- - - - -
Баю, баюшки-баю

Не ложися на краю!

Придет серенький волчок

И ухватит за бочок,

Да утащит во лесок,

Под ракитовый кусток.

Ты, волчок, к нам не ходи,

Наших деток не буди!

- - - - - - - -
Ой, качи, качи, качи,

В головах-то калачи,

В ручках пряники,

В ножках яблочки,

По бокам конфеточки,

Золотые веточки

- - - - - -

Подбородочек-малютка,

Щечки, щечки,

Носик, губки.

А за губками - язык

С соской он дружить привык.

Глазки, глазки,

Бровки, бровки,

Лобик, лобик-умница -

Мама не налюбуется.


Выполняя эти нехитрые рекомендации, мы подготавливаем малыша к следующему этапу!


2. Стадия гуления.

Длится от двух до пяти месяцев. Крик ребёнка приобретает интонационную окраску, меняется в зависимости от состояния малыша. Гукающие звуки и их сочетания с гласными могут возникать как спонтанно, так и при общении со взрослым (агу, гы, кхы, ага, га, эгэ, аа). Гуление происходит на выдохе, так тренируется речевое дыхание. Сейчас он все больше смотрит в глаза, как бы намекая поговори со мной. И это нужно непременно поддержать! Во время гуления ребенок учится координировать одновременно голос и взгляд, что станет впоследствии основой любого социального контакта. Для него важен не смысл слов, а интонации, ритм речи, артикуляционные звуки. Проговаривать звуки и делать это правильно. Не сусюкать, как мы привыкли воспринимать. И это уже становится началом важнейшего периода — коммуникации, общения с окружающими. Оно сопровождается появлением «социальной» улыбки для всех, кто общается с ребёнком, чуть позже – первого смеха, похожего на повизгивание.


3. Стадия лепета.

Самая большая по продолжительности стадия занимает около 6–7 месяцев и длится практически до конца первого года жизни, а точнее, до возраста 11 месяцев. Для неё характерен лепет, состоящий вначале из отдельных слогов (па, ба, ля), переходящих позднее в слоговые цепочки (па-па-па, ба-ба-ба, ля-ля-ля), а затем в следующую стадию — первые слова, которые чаще состоят из двух одинаковых слогов (па-па — папа, ба-ба — бабушка, ля-ля — кукла). Ротовая полость становится совершеннее, язык имеет возможность для выполнения разнообразных движений. Это делает доступным для ребёнка произнесение различных звуковых комплексов, похожих по звучанию на слоги с гласной на конце: ма-ма-ма, па-па-па, да-да-да, ня-ня-ня. Сейчас особенно хорошо петь песенки, разговаривать и проговаривать так, чтобы малыш видел ваши губы. И обязательно разговаривать так, чтобы речь была обращена именно к нему. Здесь важен эмоциональный контакт: мама-малыш. Живое общение. С любовью и заботой!


4. Стадия первых слов.

Длится до конца первого года жизни. Еще в начале прошлого века учёные провели множество экспериментов и доказали, что, если малыш называет, к примеру, словом "ква" круглую монету, затем яблоко или мяч, так он для себя определяет круглые предметы. Эти слова (около 20–25) чаще состоят из двух одинаковых слогов. Они составляют комплексный принцип. Он не просто произносит цепочку слогов ма-ма-ма, а соотносит слово ма-ма с реальным человеком, реагирует на появление папы словом — па-па. Ребёнок на этой стадии активно поддерживает контакт со взрослым предметно-действенными средствами - манипуляциями с игрушками и предметами. На этой же стадии интенсивно развивается понимание обращённой речи, малыш активно начинает накапливать пассивный словарь. Он ещё не может сказать ослик, но, если вы попросите дать игрушку, изображающую ослика, он даст.

ПЕРВОЕ СЛОВО

Важно понимать, что этот этап примитивной детской речи гораздо сложнее, чем про него все думают. И важно не торопить ребёнка. Многие слова, осмысляемые нами просто как понятия, у маленького ребёнка долгое время имеют смысл эмоциональный. На этом этапе необходимо комментировать каждое свое действие: будем купаться, возьму на руки, положила куклу, взяла ложку, идёт дождь, кошка запрыгнула на подоконник и так далее.
Этот этап начинается со своеобразных желаний и приказов. Когда ребёнок произносит слова, он не имеет в виду их название, а это, скорее, сообщение о своих желаниях. Как бы спрашивая: «А это что? А это как называется?», - до тех пор, пока родители не подтвердят, что он прав и действительно этот предмет так называется.
Один только крик «мама» приносит детям некоторое успокоение и обманчивое удовлетворение. Поэтому малыши ходят и «мамкают», при этом ничего другого не хотят (особенно когда испытывают стресс или тревогу).
Несколько позже слово «мама» для ребёнка носит уже другой характер, скорее, крик желания, приказания.

ФАКТ! Первые слова (существительные) для детей всё равно, что глаголы повелительного наклонения.

Пройдя эти ступеньки, ребёнок начинает слово связывать с понятием. И начинает копить свой словарный запас, ещё не пользуясь фразой. Верьте в себя и в своего кроху! Любви вам и вдохновения, дорогие мамочки!