Учиться "вместе" с ребенком или нет?
  • Представьтесь
  • Ваш телефон
8 (391) 294-77-52

Ребенок-первоклассник: учимся вместе?

А вы помните, каково это, идти в первый раз в первый класс? Часто ребенок испытывает целый спектр противоречивых чувств: волнение, тревога, радость, любопытство, нетерпение… Как помочь первокласснику преодолеть первые трудности нового этапа? И при этом соблюсти меру: не взявшись делать все за ребенка, но и не оставив его наедине с проблемами.

Надежный вариант родительской поддержки – создать условия для развития самостоятельности и при необходимости помогать школьнику на первых порах.

Условие первое: учитель

Выбрать учителя в прямом смысле этого слова вряд ли получится: обычно детей распределяют по классам в зависимости от степени подготовки. В некоторых случаях могут делать исключение, предоставляя право выбора учителя ребенку и родителям.

В любом случае, не упустите возможность при первой встрече задать правильные вопросы. Это поможет определить квалификацию педагога и его позицию.

Но стоит понимать, что не все зависит от учителя. Ребенку самому важно прилагать усилия, при необходимости принимая помощь родителей в разумных пределах.

Над учителем всегда есть вышестоящие инстанции, например, в лице завуча и директора. При этом в каждой школе свои требования к системе оценок, выбору учебных программ. И это тоже надо учитывать. Редко в какой школе теперь учат читать, писать и считать «с нуля», все чаще к будущим первоклассникам предъявляют требования владеть этими навыками в некоторой степени. Поэтому не стоит возлагать всю ответственность за обучение на учителя, начинать готовить первоклассника нужно еще в дошкольном возрасте.

Условие второе: нагрузка в школе и вне ее

Сколько ребенок проводит времени в школе? Во сколько приходится вставать, чтобы успеть к первому уроку? Как ребенок добирается до школы и обратно домой? Казалось бы, это обычные организационные вопросы, однако, они обретают большую важность в период адаптации к школе.

В первое время желательно, чтобы в школе ребенок проводил минимально необходимое количество времени. По возможности, откажитесь от продленок: школа – это и так стресс, так пусть хоть на первых порах его количество будет сведено к минимуму. Начинать посещать кружки и секции с началом первого учебного года тоже нежелательно – это дополнительная нагрузка на организм ребенка.

Слышали ли вы про «синдром 7 сентября»? Объясняется он резкой сменой нагрузки: после расслабленного лета и свободы резко наступает режим ограничений и обязанностей. Через неделю после начала учебы ребенок ощущает, будто бы он и не отдыхал до этого вовсе, а через пару недель может даже заболеть на фоне переутомления. Чтобы этого не допустить, необходимо соблюдать режим дня, вовремя отдыхать, ложиться спать и вставать, а адаптацию к школе начинать заранее.

Условие третье: постепенное погружение

Чем младше ребенок, тем более плавный необходим процесс адаптации. У первоклассника период адаптации может начинаться и за год, и за полгода до первого сентября. Можно посещать занятия для дошколят при школе. Там учат скорее форме, чем содержанию: дети приучаются сидеть за партой, приходить и уходить по звонку, а на уроках рисуют, лепят, раскрашивают и выполняют простые указания учителя. Все это призвано помочь ребенку привыкнуть к школьному укладу жизни, но не готовит дошколенка к нагрузкам первого класса.

Для полноценной подготовки к школе детей нужно целенаправленно учить читать, писать и считать. Делать это можно и самостоятельно родителям при достаточном количестве свободного времени и терпения. Во многих случаях родители прибегают к помощи специальных курсов подготовки к школе. В «Центре Родительства», например, такие курсы различаются по срокам и степени сложности: есть курсы подготовки на два года, год, летние курсы и экспресс-подготовка. В Центре также проводится диагностика готовности ребенка к школе, по результатам которой легче определиться с приоритетными направлениями обучения.

Но даже если ребенок полностью готов к школе по уровню знаний и умений, не всегда это так с точки зрения психологической зрелости. Навыки общения и самостоятельность развиваются постепенно, а у современных детей, по наблюдениям педагогов, они развиты хуже, чем у их ровесников 20 лет назад. Поэтому к самостоятельности детей надо приучать.

Самостоятельность нужно взращивать точно так же, как и другие навыки. Зато уже через полгода-год вы сможете гордиться своим таким маленьким, но уже таким взрослым ребенком.